Музыка должна стать частью повседневной жизни каждого ребёнка. И кто как не родители могут поспособствовать этому!

«Хорошие родители важнее хороших педагогов», - так считал известный пианист и педагог Г.Г. Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если равнодушны к музыке родители. Именно папы и мамы должны «заразить» ребёнка любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным занятиям, правильно организовать эти занятия, а при необходимости и отвести малыша в студию, кружок или музыкальную школу.

Как показали социологические исследования у нас и за рубежом, увлечение музыкой у большинства любителей и профессиональных музыкантов начиналось под влиянием семьи.

Иногда родители считают, что музыкальные задатки ребёнка развиваются сами собой. Надо только ни во что не вмешиваться и предоставить детям полную свободу. Но это не так. Если задатки специально не развивать, они увядают и гаснут. Задатки требуют развития. Они переходят в способности только в совместной деятельности с взрослыми, в общении с ними.

Многолетний опыт музыкального воспитания детей показывает, что начинать занятия с детьми следует в самом раннем возрасте. Память детства – самая драгоценная память: то, что узнал в детстве, остаётся на всю жизнь. В душе каждого ребёнка есть искра любви к прекрасному. От окружающих взрослых зависит, чтобы она не погасла, а разгорелась ярким пламенем. Если никто в семье не имеет музыкального образования, не поёт и не играет на каком-нибудь музыкальном инструменте, то решающим является отношение родителей к музыкальному воспитанию.

Первое и самое важное, что требуется от семьи, - это создать атмосферу предельного уважения к хорошей музыке (инструментальной, симфонической, оперной, балетной, джазовой).

Семья может и должна быть первой ступенью музыкального воспитания. Помогите детям полюбить музыку, и она сделает вашу жизнь яркой, интересной, не оставит в трудную минуту.


*****************************************************








Положения метода Шиничи Судзуки о домашних занятиях.

Во-первых, нужно давать ребенку слушать как можно больше хорошей и разнообразной музыки. Музыка может звучать негромко как фон повседневной жизни. Например, вы просыпаетесь и ставите кассету (диск). Музыку выбирайте в зависимости от вашего настроения. Для спокойных занятий хорошо подходят Времена года Вивальди, симфонии Гайдна и Моцарта. Для поднятия духа — Бетховен или Славянские танцы Дворжака. Все зависит от ваших вкусов и имеющихся в доме записей. Если будете покупать диски — для начала советую предпочитать тип «Избранные произведения» вместо «Полное собрание… известных композиторов», так как они обычно содержат самые известные и любимые произведения.

Во-вторых, ребенок должен прослушивать несколько раз в день произведения, которые разучивает (или будет разучивать в будущем). Найти записи некоторых произведений несложно (например, фортепьянных пьес Грига или Чайковского). Найти же записи других произведений зачастую просто невозможно. Попросите учителя вашего ребенка или знакомых, которые умеют играть (желательно на
определенном уровне) записать вам кассету. В конце концов, можно это сделать за деньги, попросив какого-нибудь студента старших курсов консерватории. Для репертуара Судзуки такие кассеты продаются по Интернету.

В-третьих, старайтесь присутствовать на всех уроках вашего ребенка. Пытайтесь разобраться во всем материале, который он проходит. Если совсем далеки от музыки, возьмите несколько частных уроков по инструменту, на котором учится играть ваш малыш. Читайте книги по музыке, ходите на концерты. Это вам поможет в занятиях с малышом дома.

В-четвертых, организация домашних занятий лежит на вас. Старайтесь заинтересовать малыша занятиями. Помните, что маленьким детям трудно концентрироваться на длительное время. Поэтому ежедневные занятия должны состоять не из одного занятия, которое длится полчаса или час, а из нескольких мини-уроков по 3-5 минут. Искренне хвалите малыша даже за самые незначительные успехи, старайтесь не раздражаться, если что-то не получается.

В-пятых, во время занятия (в классе и дома) основное внимание уделяется правильному положению за инструментом и извлечению красивого звука. Именно поэтому вы должны знать, как ребенок должен сидеть за инструментом или как должен держать его. На подготовительных этапах в школах Сузуки используются ненастоящие инструменты (например, деревянная скрипка без струн и настоящий смычок). Ставится кассета и ребенок изображает, что он играет. Аналогично, практикуется игра на фортепиано с закрытой крышкой

(при имитации исполнения произведения можно напевать его или (если петь не умеете) ставите кассету с его записью).
В-шестых, метод подразумевает коллективное музицирование. Для этого или подружитесь с другими семьями, где есть музицирующий малыш, или играйте сами вместе с ребенком. Совместное музицирование имеет разные формы: пение + аккомпанемент (вы играете, малыш поет или наоборот), игра в 4 руки на фортепьяно, фортепьяно+скрипка (флейта….), две, три или даже 10 скрипок вместе. Совместное музицирование (особенно с маленькими детьми) может быть и на детских инструментах (ксилофон+барабан), бубен+пение и т.д.

***************************************************

Мало кто даже подозревает, какие требования предъявляет овладение инструментом. Публика со всеми удобствами присутствует при свершении своего рода чуда, ей и в голову не приходит, на какие жертвы вынужден идти артист... Зато всем нам,— отмечает мастер,— пианистам, скрипачам, гитаристам — сколько часов изнурительного до страдания труда нужно нам, сколько недель, месяцев, лет проводим мы, шлифуя какой-нибудь пассаж, заставляя его блистать, извлекая из него луч света! И когда мы считаем, что он доведен до совершенства, приходится еще упорней трудиться весь остаток дней своих, чтобы пальцы не забыли выученный урок и не запутались бы вновь в арпеджио, акцентах, гаммах, трелях, мордентах и аккордах! А если от простой техники мы переходим к духовной сфере интерпретации, — через какую томительную тревогу нужно пройти, чтобы открыть за немыми значками душу произведения, сколько сомнений и терзаний пережить, чтобы прозреть то, что не запечатлено на бумаге...

Андрес Сеговия.

******************************************
НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ ГИТАРИСТАМ И ПЕДАГОГАМ
Самое продуктивное время занятий дома — утро. Свежие силы способствуют развитию техники и разучиванию новых произведений. Самые лучшие условия — это когда учащийся занимается в отдельной комнате, и никто ему не мешает Главное в занятиях — умение заставить себя сосредоточиться. Все внимание должно быть подчинено разучиванию нового произведения либо работе над произведением, куда входят ритм, динамика, звукоизвлечение, различные приемы и так далее. Проигрывание гамм, арпеджио, эподов — все это требует огромных усилий и большого внимания.
Работая дома самостоятельно, ученик является учеником и педагогом одновременно, он должен быть беспощаден к себе и самокритичен. Нельзя успокаиваться на достигнутом, надо искать пути к дальнейшему развитию. При такой системе работы можно очень много сделать за довольно короткое время - три-четыре часа. При рассеянном внимании можно работать и восемь десять часов в сутки, а пользы будет меньше,


да и к тому же будет переутомлено внимание.
Таким образом, внимание и умение сосредоточиться—это самое главное. Планировать занятия ежедневно нужно так, чтобы не было однообразия. Например, в первый день начинать с. гамм, упражнений, этюдов, а на следующий день начинать с этюдов или разучивания новых произведений. Вариантов здесь может быть сколько угодно.
Ни в коем случае не играть очень долго однообразные гаммы или пассажи, это может принести к переутомлению мышц, а затем и к профессиональному заболеванию.
Учащийся дома привыкает к своему месту, ко всему, что его окружает во время занятий. Но стоит прийти ему на урок к педагогу, он начинает волноваться, у него рассеивается внимание, и когда он проигрывает педагогу заданный урок, то получается гораздо хуже, чем дома. Педагог должен очень внимательно и бережно относится к учащемуся. Нужно найти подход к каждому ученику, уметь воспитывать в нем умение быстро ориентироваться в любой обстановке, уметь быстро сосредоточиться и не волноваться.
Большая задача педагога—выработать у ученика силу воли. Педагог вовремя должен подсказать, над, чем работать, и обратить внимание учащегося на недостатки в игре, развивать у него музыкальный вкус и технику.
Занятия педагога с учащимися должны быть интересными. Учащийся должен с нетерпением ждать следующего занятия с педагогом. Начиная с экзаменов, отчетных концертов, и которых выступает учащийся, нужно внимательно следить за его поведением на сцене, за его игрой. Ведь каждый из учащихся мечтает стать впоследствии артистом- концертантом. Надо развивать у него с первых лет обучения умение держаться на сцене, умение сосредоточить свое внимание и подавить стран перед слушателем.
Чтобы стать исполнителем, нужно в совершенстве овладеть инструментом. Помимо музыкальных способностей, сколько труда и энергии надо вложить, чтобы выступать перед публикой. Сколько творческих неудач в жизни исполнителя, каждую из них надо пережить, перестрадать. Сколько нужно упорства и терпения, чтобы стать исполнителем.
Гитаристы, овладевшие техникой игры и умением держаться на сцене, всегда думают: а как будет звучать инструмент в зале? Гитара очень тихий инструмент, требующий особой тишины и хорошей акустики в зале. Но удивительно то, что особенность этот инструмента такова, что своим звуком она наполняет любой зал, когда исполнитель правильно извлекает звук. Ошибочно мнение, когда гитарист говорит, что играет хорошо, а инструмент его плохой. Только большой мастер способен с первых звуков заставить слушателя, затаив дыхание слушать себя. Обычно, когда гитарист начинает концерт, то в первые минуты звучания инструмент кажется очень тихим, но ухо слушателя быстро привыкает к такому звучанию, и впечатление недостаточности звука меняется. Сколько возможности таит в себе этот замечательный инструмент, и особенно в руках, большого мастера.


Есть два рода волнения. Актеры именуют их «волнение в образе» и «волнение вне образа», Первое—это такое состояние, когда исполнитель взволнован чувствами и мыслями того, кого он играет, когда он волнуется оттого, что любит Джульетту, ревнует Дездемону, пережинает печаль «Меланхолической серенады» Чайковского или тревожно ждет грозных вступительных аккордов «Аппассионаты».
Волнение вне образа» имеет место тогда, когда исполнитель волнуется за себя, за то впечатление, какое он произведет на зрителей или слушателей, за то, как выйдет у него какое-либо трудное место или пассаж, Против такого волнения восставал Станиславский. Когда все в музыкальном произведении выучено до мельчайших тонкостей: пассажи, кантилена, всевозможные приемы, оттенки, динамика, ритм, агогические оттенки, исполнитель сосредоточен, тогда он чувствует свободу и уверенность.
Ко всему сказанному следует добавить, что мастерство приобретается не только большим трудом и выступлениями перед публикой, но и всесторонним развитием интеллекта. Надо читать много художественной литературы, посещать концерты солистов-музыкантов, симфонические концерты, театры. Следует слушать граммофонные пластинки и магнитофонные записи, уметь из всего извлекать для себя большую пользу - учиться у больших мастеров большому Искусству.

А. Иванов-Крамской



Сайт создан в системе uCoz